Психологические роли - обиды, ссоры

Если рассмотреть жизнь с точки зрения занимательной игры, а все события в нашей жизни продуктом наших мыслей и действий, то обиды и ссоры это тоже элемент игры:

Многие люди воспринимают ссоры, и обиды слишком близко к сердцу тем самым путаясь в психологических ролях и теряя психологическую устойчивость.

 

Почему не стоит терять психологическую устойчивость во время обид и ссор?

Почему обиды и ссоры это элемент игры и не более того?

В 1968 году появилась замечательная статья от Стивена Карпмана, которая описывает социальное взаимодействие между людьми, также эта модель используется в психиатрии и психологии.

Это инструмент, с помощью которого люди во время обиды, ссоры или действия, меняют свои социальные роли для достижения бессознательных или сознательных желаний в получении определенных чувств и эмоций.

В том числе этот инструмент является способом для получения обоснованного или вымышленного обоснования для выполнения либо уклонения от решаемой задачи.

Немного подкорректирую данную схему и добавлю в центр треугольника решаемую задачу.

Пример:

Человека попросили выполнить задачу, но по каким-то причинам он не хочет ее выполнять.

Тогда он создает игру, как уклониться от выполнения задачи и по упрощенной схеме будет три варианта:

1. Человек выберет роль «Спасителя» – задача будет выполнена;

2. Человек обвинит другого человека в том, что тот слишком много требует от него, выбрав обиду (примет роль «Жертвы»);

3. Человек накричит на просящего - станет «Преследователем», а просящего превратит в «Жертву».

Это может быть бесконечная игра, в которой роли могут постоянно меняться и ходить по кругу до тех пор, пока проблема или задача не будет решена.

Причины, по которой люди играют в эту игру:

1. Желание получить определенные чувства, эмоции;

2. Уклониться от решения задачи;

3. Получить стимул для выполнения задачи.

В основном люди играют в эту игру бессознательно, т.к. могут не осознавать свои истинные собственные эмоции и не умеют рационально мыслить.

Неконтролируемое и рациональное мышление при решении проблемы.

Представьте себе, что вы ведете машину и у вас взорвалось колесо, основная задача это остановить автомобиль и не разбить его. В такой момент вас не должно волновать, какие эмоции вы испытываете, почему колесо взорвалось и когда это произошло, если вы будете тратить время на вопросы вторичного характера, скорее всего автомобиль не уцелеет.

Сосредоточенность на проблеме и быстрое решение этой проблемы теми средствами, которые остались присуще рациональному мышлению, тогда как ответы на вторичные вопросы - это неконтролируемое мышление, т.к. они не отвечают на вопросы достижения цели.

Треугольник Карпмана - это всегда ответы на вторичные вопросы, первичным всегда является решение какой-то задачи, в том числе получение эмоций тоже является задачей.

Пример:

Девушкам не всегда важно, что вы делаете и какие задачи решаете, для них главное внимание и забота.

Поэтому для того чтобы не терять психологическую устойчивость при ссорах и обидах, важно понимать для чего человек втягивает вас в игру, какие эмоции хочет получить и какую задачу пытается решить либо от какой отказаться.

В целом потеря психологической устойчивости происходит в том случае, когда вы втянуты в игру и не понимаете причину.

Очень часто люди думают, что ссоры и обиды появляются без причины, что является толикой правды.

Пример:

На эмоциональном уровне человек с детства может быть приучен к роли жертвы, поэтому на эмоциональном уровне человек будет стараться искать спасителя или преследователя, тем самым все время будет втягивать партнера в треугольник, чтобы получить недостающие эмоции при этом партнер может быть достаточно рациональной личностью и не желать конфликтов.

Даже если вы не хотите быть участником треугольника Карпмана и оставались в стороне, но другие люди по какой-то причине вас втягивают в игру вы уже в игре, т.к. уклонение от решения задачи, уже является задачей.

В целом такие игры не несут ничего хорошего, отнимают время и настроение, в то время как задачи остаются нерешенными.

Последние статьи