Чем опасно обесценивание

Огромный процент тех, кто обращается за квалифицированной психологической помощью, в своем детстве столкнулись с обесцениванием.

Обесценивание происходило со стороны их собственных родителей, что в дальнейшей жизни привело к таким ситуациям, где их важность, нужность и ценность как работников и квалифицированных специалистов, друзей и романтических партнеров и равность другим людям, ставится под вопрос. Те люди, чье детство сопровождалось постоянными упреками, грубостью со стороны ближайшего взрослого окружения, постоянным чувством вины за свои поступки или отсутствие результата, являются жертвами обесценивания. Ими же являются и те, по отношению к кому проявляли любовь и заботу только в случае, если ребенок был «самым-самым» (самым красивым, самым опрятным, самым умным, самым прилежным учеником, самым выдающимся спортсменом, самым удобным и так далее), иными словами, им давалась любовь только на определенных условиях.

Во всех этих случаях ребенку не дается то важнейшее знание, которое является основой его ощущения безопасности, чувства собственного достоинства и валидную самооценку. Речь идет о банальных знаниях того, что ребенок хорош просто тем, что он существует и его любят, потому что он есть.

Само собой, любой взрослый и здравомыслящий человек сознает тот факт, что этот мир не создан только ради него и далеко не каждый обязан априори проявлять к нему теплые чувства и уважительно относится. Но восприятие себя, как ценного человека (в ранние годы – для своих родителей, а позже и для самого себя) и будет являться той незаменимой опорой, без которой будет максимально трудно выбрать достойных партнеров, будь то любовные, дружеские или деловые отношения, противится несправедливости по отношению к себе и признавать за собой право просить у кого-то помощи и эту самую помощь принимать.

Те системы воспитания, которые были описаны выше, не могут существовать без насилия (в одних случаях - физического, в других – исключительно морального). Интересно то, что во время посещения психотерапевта, люди подвергавшиеся насилию в детстве выражают искреннее удивление и отторжение, когда психолог касается этой темы.

Помимо того, что насилие является серьезным барьером для основы развития чувства безопасности у ребенка, оно так же не может учитывать чувства того, кто этому насилию подвергается. Родители, в моменты подвергания насилию своих детей, не задумываются о том, что ребенок чувствует и переживает в это самое время. Их не заботит, что во время побоев или словесных унижений, он испытывает страх, боль, одиночество и другие эмоции и чувства, с которыми, в силу возраста, не в состоянии справится самостоятельно.

Слишком требовательные родители, которые ждут от ребенка идеально исполнения любого дела (будь то уборка в доме, учеба в школе или какое-либо «приемлемое» поведение), им совершенно безразличны та уйма его собственных нужд и потребностей, в которых ему отказано и которые ему запрещены. С запретами на чувства и нужды ребенок так же не в состоянии справится самолично. Вот это безразличие к чувствам ребенка и есть то самое обесценивание.

Людям, чье детство прошло в подобной атмосфере, в дальнейшем будет трудно отличать хорошее отношение к себе от плохого, сложно сформировать свой взгляд на вещи и стоять на своем, представить себе, что можно обратится к кому-то за помощью, а не молча терпеть. Стыд при первых посещениях психотерапевта так же является произвольной от этого своеобразного комплекса неполноценности.
Те, кто не уверен в своей ценности и праве на самого себя, сталкиваются с куда большими трудностями в жизни. Поэтому так важен поиск своей истинной ценности во время психотерапии при помощи нахождения своих настоящих потребностей, которые были заблокированы требованиями других.

Последние статьи